Круглый стол в ГосДуме под названием "О правовых проблемах организации медицинской помощи больным нефрологическими заболеваниями".

Пятница, 06.04.2012, 00:00:00

Вчера состоялся круглы стол . Присутствовали лучшие врачи России, депутаты, члены пациентских организаций. Среди присутствовавших были: гл.нефролог России Шилов Е.М., главный нефролог Москвы Томилина Н.А., Зам. председателя формулярного комитета Воробьев П.А.,Зав. центром трансплантации почки в РДКБ Валов А.Л., руководители по забору органов Погребниченко И.В., Резник О.Н., Сопредседатели ВООНИТБ "ПРАВО НА ЖИЗНЬ", медицинский директор компании "Би-Браун" Шило В.Ю., и многие другие врачи, представители фармацевтических компаний, депутаты, работники ГосДумы, пациенты . Круглый стол прошел в конструктивных беседах, были предложены поправки в ряд законодательных актов.Представители Думы обещали, что будет создана рабочая группа при комитете по здравоохранению, которая будет решать насущные проблемы нефрологических пациентов . Мы предлагаем вам выступление Гаврикова М.Ю. и проект решений переданные в Гос Думу от ВООНИТБ "ПРАВО НА ЖИЗНЬ". и Позже, когда выйдут стенографированные материалы круглого стола, мы будем вас сними знакомить. 

Выступление Гаврикова М.Ю. 

Проблема почечных заболеваний в нашей стране стоит очень остро. Проблема огромного количества людей заключается в том, что они совершенно не представляют к кому следует обращаться за помощью. Это вызвано тем, что в поликлиниках, и во многих клиниках страны нет врачей нефрологов, потому что ни один медицинский ВУЗ не выпускает подготовленных врачей с подобной специализацией. Считается, что врач общей практики должен проучиться 6 лет, а затем во время ординатуры может выбрать профессию нефролога. Простите, но надо быть очень заинтересованным в профессии человеком, чтобы при таком количестве времени, затраченном на учебу, быть способным в итоге оценить малую зарплату, ненормированную работу, вид смерти, боли и грязи. И кто выберет подобные условия? Уже сейчас многие врачи, работающие в области нефрологии, задумываются о смене места работы. 
Для членов общества ситуация складывается еще более плачевная. Скрининг на раннее выявление нефрологических заболеваний не ведется, хотя затраты на его проведение мизерные, а возможности предупредить болезнь и вылечить ее на ранних стадиях – колоссальные. Терапевты, работающие в большинстве поликлиник страны, практически ничего не знают о нефрологии. Программа повышения квалификации терапевтов в области нефрологии, которую проводит Н.А.Томилина, безусловно, жизненно необходима, но, к сожалению, недостаточна для решения проблем в целом по стране: многие регионы остро нуждаются в подобных специалистах. 
В списке госгарантий на 2012 год можно найти только пункты, имеющие отношение к 7 нозологиям и лекарственному обеспечениюю.К сожалению отдельных позиций по лекарственному обеспечению и доступности диализа для наших пациентов нет ни в программе госгарантий, ни в 890 Постановлении Правительства РФ. 
Количество диализных центров в стране увеличивается, но темпы роста заболеваемости несоизмеримо выше, так что через полгода эти вновь построенные центры вновь переполнены. На сегодня доступность диализа в России 179 человек на миллион населения. По имеющейся статистике Западных стран в России количество почечных больных достигает 16 миллионов. Диализных центров катастрофически не хватает и они чаще всего расположены в больших городах, до которых пациенту еще надо добраться, что создает дополнительные неудобства и расходы больных людей. Поэтому диализные пациенты вынуждены снимать квартиры рядом с диализными центрами, зачастую в антисанитарных условиях. Посещение процедуры диализа обязывает пациента соблюдать ограничения в приеме пищи, питье жидкости, обслуживание самого себя. А ведь за границей диализные пациенты работают по разным специальностям, проходят диализ, близ дома и на завтра снова идут на работу. Они получают пособие и зарплату и имеют возможность жить полноценно, не обременяя излишне государство и родных. В 2006 году финансирование диализа было перепоручено региональным бюджетам субъектов РФ, это привело к неоднородности качества оказываемых медицинских услуг по причине разнородности бюджетов субъектов РФ (дотационный регион попросту не может позволить себе достаточное финансирование подобных процедур, в отличие от региона – донора). 
Хотелось бы так же поговорить о трансплантации органов в нашей стране. Сейчас в России 35 центров, из которых фактически осуществляют операции по трансплантации почки лишь 31, трансплантацию сердца осуществляют в 7, печени-в 11, трансплантация поджелудочной железы производится лишь в 3 Московских центрах. Работа этих центров полностью зависит от местных властей. Подобных центров могло бы быть гораздо больше, что помогало бы выполнять большее количество высокотехнологичных операций по трансплантации, позволяющих полноценно жить больным людям, позволяло бы более обширную и полную адаптацию к жизни в обществе. 
Диализ - достаточно дорогое удовольствие для государства. Год прохождения диализа обходится на человека в районе 1 миллиона 200 тысяч рублей в год. Трансплантация почки стоит на сегодня 890 тысяч рублей – это объем квоты, даже если прибавить ежегодные расходы государства на лекарственные препараты посттрансплантационного периода (а это примерно 200-300 тысяч рублей в год), то экономическая выгода трансплантации органов становится более чем очевидной. 
Безусловно, диализ должен быть доступен тем, кому нельзя по медицинским показателям проводить трансплантацию, и тем, кто находится на стадии ожидания трансплантации органа, тогда диализ можно будет называть предтрансплантационным периодом, а пока что это лишь метод ЗПТ. И диализ должен проводиться любому пациенту страны по необходимости. Врачи не должны решать, кому предоставлять, а кому нет диализ, когда на одно свободное место несколько диализных пациентов. Ранее, когда был единый лист ожидания, больные на диализе знали, что с диализа только два пути, простите, на кладбище и на трансплантацию почки. К сожалению, еще нигде в мире не применяют другие методы для продолжения жизни при ХПН. 
Для развития трансплантологии и продвижения трансплантации органов, необходимо решать острые проблемы органного донорства, родственного донорства, лекарственного обеспечения трансплантированных пациентов, также нужен новый, более совершенный закон о трансплантации. Необходимо, чтобы СМИ и телевидение работало в унисон с научными, врачебными структурами страны.. Нужно регулярно проводить информационную работу в обществе, объясняя аспекты и проблемы трансплантации органов, объясняя, что трансплантология – наука для людей, для сохранения их здоровья и чаще всего самой жизни. 
Хотелось бы также затронуть вопросы о лечении пациентов в посттрансплантационном периоде. В основном, подобные пациенты наблюдаются в центрах, где была выполнена трансплантация, в редких и более тяжелых случаях она получают лечение в нефрологических отделениях регионов. Не хочу никого обижать, но, к сожалению, врачи в обычных нефрологических отделениях не столь подготовлены по ряду проблем, которые возникают с пациентами после трансплантации почки. Ранее, когда операции по трансплантации проводились, в основном, в Москве и Санкт-Петербурге, пациенты приезжали на лечение, в основном в Москву в 52 ГКБ, где сейчас находится и МГНЦ и единственное в России отделение патологии трансплантированной почки, в котором собраны одни из лучших специалистов России,которые уже многие годы спасают жизнь пациентам. Институт им. В И. Шумакова ведь начинался также на базе 52 ГКБ, поэтому пациенты с трансплантированными органами наблюдались и проходили лечение в 52 ГКБ. И сейчас многие пациенты страны просятся в 52 ГКБ, если у них возникают проблемы с трансплантантом почки. Так почему же нельзя открыть на базе 52 ГКБ Федеральный институт нефрологии, который бы имел возможность проводить лечение и научные работы для всей России? В 52 ГКБ в настоящее время, отдан для нефрологических больных целый корпус, имеются и МГНЦ и отделения диализа, нефрологии, патологии трансплантированной почки, отделение перитонеального диализа нефрореанимация, с современными методиками оказания помощи и самое главное - высококвалифицированные специалисты. 
Безусловно, необходимо развивать подобные отделения по всей России, повышать квалификацию врачей-нефрологов. Причем учебный центр также можно организовать на базе 52 ГКБ, чтобы больные люди были уверены в качестве обучения своих врачей и в их квалификации. 
Еще одна проблема как диализных, так и трансплантированных пациентов - это отсутствие возможности работать, чувствовать себя необходимым обществу. Ведь получая от государства небольшие пособия, жить качественно просто невозможно. Врачи говорят о том, именно в целях реабилитации, по возможности, пациенты должны работать. Среди пациентов есть много высококвалифицированных работников. И врачи, особенно после трансплантации, советуют работать. Это возможно. Ведь работая, человек, отвлекается от болезни, чувствует себя нужным обществу и людям. Но вы прекрасно знаете, что уже после 45 летнего возраста у нас в стране тяжело найти работу, и работодателю проще взять одного здорового человека, чем 2 больных. Среди нефрологических пациентов большое количество молодежи, которая не имеет возможности получить ни образование, ни затем работу. 
Все выше озвученные проблемы являются следствием того, что в нашей стране не работает социальная и трудовая реабилитация. Ни отдохнуть по профилю, ни получить лечение в санаториях больные люди не имеют возможности. Из-за отсутствия стандартов врачи реабилитационных центров просто не знают, что им делать с подобными больными. По месту жительства эта система вообще существует лишь на бумаге, не принося пациентам ничего, кроме разочарования. 
Лекарственное обеспечение. Проблемы в этой области есть у додиализных нефрологических больных, у диализных, и у трансплантированных. Нефрологические пациенты в додиализном периоде вынуждены практически все лекарственные препараты приобретать за свой счет. 
Наибольшие проблемы у диализных и трансплантированных пациентов появились с того момента, когда вступил в силу ФЗ 94. Все лекарства, которые появляются по 94 ФЗ на Российском рынке, страшно принимать, потому что врачи не знакомы с этими препаратами, а больные боятся, причем зачастую обоснованно, что препараты не проходили клинических испытаний и прошли закупки в России по коррупционным схемам. В поликлиниках большое количество препаратов врачи не выписывают из-за их отсутствия в аптеках, хотя раньше в аптеку необходимо было отдать только рецепт, а дальше уже аптека сама в десятидневный срок должна была найти необходимый препарат.
Российской статистике, мягко говоря, верить нельзя. Росстат сообщает только о 7 тыс больных ХБП, а у нас только диализных пациентов насчитывается около 27 тыс. человек. Статистика ведется лишь по диализным больным и трансплантированным. Мы считаем, что необходимо как можно быстрее составить регистр больных нефрологическими заболеваниями. Чтобы понимать какая помощь нужна этим больным людям. 
В последнее время считается, что закупка аппаратов искусственная почка с гемодиафильтрацией не целесообразна, так как в зале необходимо иметь до 30% подобных аппаратов , что также поможет снизить затраты на диализ. 
Нефрологические заболевания не относят к социально значимым, хотя после попадания на диализ, пациенты уже приобретают стойкую инвалидность, не имея в последствии возможности на реабилитацию. В этих условиях просто необходимо заниматься профилактикой нефрологических заболеваний, внедрением и применением методик ранней диагностики заболеваний, чтобы иметь возможность значительно сократить количество пациентов, нуждающихся в диализе и трансплантации органов. Это даст России большее количество спасенных жизней, и будет более чем разумным вложением средств. 
1. Департаменту науки и образования при Минздраве РФ рассмотреть вопрос подготовке врачей по специальности нефролог (на стадии обучения в ВУЗе); 
2. Учесть наличие проблем у пациентов с ХПН и ХПБ и включить соответствующие положения в программу госгарантий РФ и 890 постановление Правительства РФ. 
3. Разработать Федеральную целевую программу по нефрологии и по скринигу, раннему выявлению и лечению нефрологических зваболеваний повсеместно на территории всей страны; 
4. Решить вопрос о создании Федерального НИИ Нефрологии в Москве для возможности лечения Федеральных больных из разных регионов и создания новых отделений патологии трансплантированной почки; 
5. Решить вопрос об испольовании в медицинской практике только клинически проверенных лекарственных препаратов и целесообразность изменения федерального закона № 94-ФЗ. В ближайшее время 94 ФЗ должен уйти с рынка и будет создан новый закон по контрактной системе,поэтому считаем необходимым рассматривать новую Редакцию закона о контрактной системе, позволяющие осуществлять закупку лекарственных средств по торговому наименованию в соответствии с реальными потребностями пациентов или отдельных групп пациентов. Обязать производителей осуществлять клинические исследования на территории РФ до внедрения в клиническую практику.
6. Начать создание регистра больных с ХБП и обязать Росстат тщательнее работать в этом направлении; 
7. Рассмотреть вопрос доступности диализных мест и трансплантации в любых регионах РФ. 



Проект 
РЕКОМЕНДАЦИИ 

«круглого стола» 

Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему: 

«О правовых проблемах организации медицинской помощи больным нефрологическими заболеваниями»
 

Москва, Георгиевский пер., д.2 5 апреля 2012 г. 
Зал 830 15.00 

Проблема почечных заболеваний в нашей стране стоит очень остро. Проблема огромного количества людей заключается в том, что они не компетентны в области законодательства по охране здоровья граждан Российской Федерации, не знают и не понимают какими нормами права пользоваться при осуществлении своего права на оказание бесплатной, квалифицированной медицинской помощи, совершенно не представляют к кому следует обращаться за помощью. Это вызвано тем, что в государственных лечебных учреждениях и коммерческих клиниках страны, нет врачей нефрологов, потому что ни один медицинский ВУЗ не выпускает подготовленных врачей с подобной специализацией. 
Нефрологические заболевания не относят к социально значимым, однако после применения диализных процедур, пациенты уже приобретают устойчивый статус инвалидности, практически не имея в последствии возможности на реабилитацию. В этих условиях просто необходимо заниматься профилактикой нефрологических заболеваний, внедрением и применением методик ранней диагностики заболеваний. 
При внедрении ранней диагностики нефрологических заболеваний люди получат возможность избежать столь трагических последствий, в стране значительно сократится количество пациентов нуждающихся в диализе и трансплантации органов, кардинально уменьшится в последствии статья затрат бюджета страны на обеспечение дорогостоящих операций по пересадке почки и процедур проведения гемодиализа по итогам проведённых диагностических мероприятий и выявления патологий на ранней стадии диагностики. 
Выступающими констатирована крайне низкая обеспеченность потребности населения в методах почечно-заместительной терапии уступающая по показателю на миллион жителей странам Европы и США в 3-10 раз; до 20% больных получают неадекватный диализ, широкое распространение получает проведение гемодиализа в частных клиниках с оплатой из средств консолидированных бюджетов, средняя продолжительность жизни на гемодиализе отстает от мировых показателей, очень низка частота применения перитонеального диализа. 
По данным экспертов страны отсутствует производство аппаратов для гемодиализа, система очистки воды, концентрата для гемодиализа и раствора для перитонеального диализа, почечных фильтров, модулей для малых отделений гемодиализа. По всей перечисленной продукции должна быть клинически подтвержденная, независимой экспертизой, эффективность новой техники и медицинской продукции. 
Необходимо подчеркнуть, что методы заместительной почечной терапии практически не доступны для жителей сёл, деревень и поселков из-за отсутствия малых межрайонных отделений диализа на 3-5 аппаратов, отсутствием практики «домашнего» гемодиализа и перитонеального диализа, невозможностью доставки больномых за сотни километров на диализ 3 раза в неделю в краевой (областной, респуликанский) центр, невозможностью приобретения временного жилья в населенном пункте, где имеется диализ; проблемы, связанные с транспортной доступностью диализа повсеместно испытывают и жители крупных и малых городов страны. 
В настоящее время число трансплантаций почек в России в 6-7 раз меньше, чем в развитых странах, из-за пробелов в законодательстве. Данная отрасль медицины на протяжении нескольких лет практически останавливалась в развитии, сегодняшние темпы увеличения числа трансплантаций не обеспечивают реальной потребности больных в трансплантационных почечных операциях, существуют территориальные проблемы в заборе донорских органов, нет регистра (банка) донорских органов, не сформирована единая автономная служба по забору и распределению донорских органов; практически отсутствует детская трансплантация. 
Учесть наличие проблем у пациентов с ХПН и ХПБ и включить соответствующие положения в программу госгарантий РФ и 890 постановление Правительства РФ, разработать дополнительные меры по решению этих пооблем; 

Для получения необходимых лекарств, больные вынуждены получать 1 группу инвалидности, или 2-ю не работающих, что резко сужает возможности их трудовой и социальной реабилитации; применение препаратов для профилактики отторжения трансплантата повсеместно не обеспечено лабораторным мониторингом, часто производится неадекватная замена хорошо зарекомендовавших себя оригинальных препаратов на дженерики, не прошедшие никакого клинического исследования; налицо многомесячное отсутствие поставок лекарственных средств нефрологическим больным. 
В тоже время имеется проблема включения новых больных в регистр пациентов с трансплантированной почкой 1 раз в год, что делает невозможным назначение новым трансплантированным больным адекватной профилактической терапии. 
Из-за отсутствия скрининга и недостаточного количества диализных мест в России средний возраст находящихся на заместительной терапии пациентов на 15 лет моложе, чем в развитых странах, среди причин снижения функции почек преобладают воспалительные заболевания почек, а не сахарный диабет, как в других странах. 
Вместе с тем, многие инициативы невозможно реализовать без соответствующих законодательных решений, включая вопросы инвалидности и работы больных, представление жилья больным, переезжающим в города для гемодиализа и постановки на трансплантацию органов а федеральные центры,, перевозки больных на процедуры за счет социальных служб, возможность получения необходимых лекарств вне зависимости от наличия инвалидности, проведение процедур диализа вне медицинских организаций, в частности – на дому, проблемы трансплантации, создание регистра таких больных для оказания адресной помощи и т.д. 
Заслушав доклады и выступления депутатов Государственной Думы Российской Федерации, представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средств массовой информации, общественных организаций, а также других участников фармацевтического рынка, члены «круглого стола» рекомендуют: 

Правительству Российской Федерации: 
1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболевания и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», в части внесения нозологии «Нефрология» в перечень социально значимых заболеваний. Учесть наличие проблем у пациентов с ХПН и ХПБ и включить соответствующие положения в программу госгарантий РФ и 890 постановление Правительства РФ; 

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации: 
Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в возможно короткий срок внести изменения в действующее законодательство по охране здоровья граждан, а также разработать новые нормативно-правовые акты регламентирующие подготовку специалистов в области нефрологии. 

Министерству экономического развития Российской Федерации: 

Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не отвечает современным условиям, не учитывает критериев эффективности и качества лекарственных средств и основывается только на принципе приоритета цены. Государственные закупки должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать монополии одного торгового наименования, но и не допускать закупок наиболее дешевых препаратов и технических средств реабилитации, функциональные характеристики и фактическое качество которых не удовлетворяют потребности пациентов. 
В связи с вышеуказанным необходимо: 
1. Внести изменения в действующий ФЗ или же рассматривать новую. Редакцию закона о контрактной системе, позволяющие осуществлять закупку лекарственных средств по торговому наименованию в соответствии с реальными потребностями пациентов или отдельных групп пациентов. 
2. В связи с формированием проектов ФЗ о ФКС внести препараты, используемые для лечения нефрологических пациентов, в перечень лекарственных средств, закупаемых по торговому наименованию, формируемый в рамках проектов ФЗ о ФКС и утвержденный Правительством РФ. 

Комитету Государственной Думы по охране здоровья Российской Федерации: 
1. Изучить вопросы совершенствования действующего законодательства в целях развития охраны здоровья граждан Российской Федерации в области нефрологии. Также, необходимо разработать поправки к целому ряду законов Российской Федерации: Об основах здоровья граждан, Об обращении лекарственных средств, О трансплантации, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, О социальной помощи. 
2. Создать совет по формированию и разработке внесения необходимых изменений в действующее законодательство по здравоохранению в сфере нефрологии, при участии главных внештатных специалистов в нефрологии, трансплантологии и урологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также главных внештатных специалистов по данным нозологиям субъектов Российской Федерации, пациентских организаций и членов научных советов данных пациентских организаций. Внести в повестку работы данного Совета вопросы создания целевой государственной программы по диализу и трансплантации. 
3. Провести повторное слушанье предложений по итогам работы участников круглого стола и проанализировать изменения законодательства, а также сложившейся ситуации по нозологии «Нефрогология» в октябре 2012 г. 

Органам законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации: 
1. На основании данных рекомендаций осуществить поддержку в осуществлении мероприятий пациентских организаций по данной нозологии, направленных на ознакомление нефрологических больных и сотрудников органов здравоохранения субъектов Российской Федерации с действующим законодательством, возможными схемами реализации политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации основанными на озвученных Российском и Зарубежном опыте обеспечения данной категории больных необходимой и адекватной терапией нефрологических заболеваний и необходимостью практической реализации данных мероприятий. 
2. Способствовать внедрению во всех субъектах страны программы раннего выявления нарушений функций почек (почечного скрининга) и длительного ведения нефрологических больных с ранними признаками почечной дисфункции на нефропротективной терапии. 

В решение 
Требуется срочное принятие поправок в Закон об охране здоровья граждан РФ с целью устранения имеющихся противоречий, крайне затрудняющих работу донорских служб. 
Ст. 47 провозглашает презумпцию согласия, у взрослых, на посмертное изъятие органов для трансплантации. Однако ст. 68 того же Закона - «использование органов и тканей умершего в медицинских целях», (коими и является трансплантация) определяет возможность использования органов только при наличии письменного волеизъявления или если труп не востребован. Таким образом изъять можно, а пересаживать – нельзя. 
Ст. 66 - «Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий» ввиду попытки упростить фразу при переписывании из инструкции МЗ гласит - Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет. Неврологов работающих в реанимационных отделениях в стране практически нет. За исключением единичных специализированных отделений. Таким образом, диагностика смерти мозга может перейти в разряд невыполнимых процедур, что приведет практически к полной остановке экстраренальной трансплантации в стране. 
Задачей трансплантологов не является получение доноров, – их задача,- получение органов от доноров, их пересадка и последующее ведение реципиентов. Задача предоставления донора - задача стационара. 
Предоставление донора - это не побочный продукт неудачного оказания нейрохирургической, или неврологической помощи, а самостоятельный вид медицинской деятельности, особенностью которой является предоставление качественного донорского материала. 
Содержанием этой медицинской услуги является скоординированные усилия стационара по поддержанию витальных функций в умершем человеке, что является более сложной задачей, чем просто проведение интенсивной терапии и выполнения диагностического мониторинга. Из этого следует, что поскольку не сформирована такая медицинская услуга, как предоставление посмертного донора органов, то главные врачи и не создают условий для ее выполнения. 
Решением вопроса могло быть стать такое положение дел, когда услуга предоставление донора была бы «федерализована», как, например, это происходит с финансированием высокотехнологических операций, и реализована через единую национальную систему донорства. 
Единственным способом эффективного развития донорства является создание национальной системы донорства (НСД). Такая система донорства предполагает источник финансирования (МЗСР), головное бюро, региональные отделения, и наличие локальных (госпитальных) координаторов донорства. 
Оплата должна производиться напрямую в стационар по факту выполненных работ, из регионального отделения НСД. Администрация стационаров в этом случае отвечает за реализацию выделенных средств из федерального бюджета для организации донорства в стационаре, учета неиспользованных доноров, аудита летальности и профессиональное функционирование госпитальной трансплантационной координации. 
Логично было бы назвать такую систему – Ространсплант. Основной задачей создания Ространспланта является создание эффективной национальной системы донорства, функционально объединяющей стационары, оказывающие экстренную медицинскую помощь, на основе принципов госпитальной и региональной координации и федерального финансирования. 
Различия в финансировании и задачах между трансплантационными центрами и подразделениями национальной федеральной системы донорства (Ространспланта) 
Финансирование и основные задачи регионального отделения Ространспланта 
• Финансирование напрямую из центрального бюро Ространспланта 
• Заключение договоров с донорскими госпиталями 
• Прием на работу трансплантационных координаторов (региональных и госпитальных) 
• Прием на работу на условиях частичной занятости хирургов, осуществляющих эксплантацию 
• Ведение листа ожидания, регионального и национального листов ожидания 
• Определение инфекционной безопасности донора , кросс-матч и гистосовместимость 
• Организация работ по эксплантации, учет результатов, внешний донорский аудит 
• Оплата услуги предоставления донора стационарам из средств федерального бюджета 
• Предоставление донорских органов региональным и федеральным трансплантационным центрам, учет результатов 
• Отчет в центральное бюро Ространспланта о донорской активности стационаров, ведении (исполнении) листа ожидания и о распределении донорских органов 
Финансирование и основные задачи регионального (федерального) Центра трансплантации 
• Финансирование напрямую из МСЗР за услугу выполнения трансплантации донорского органа 
• Ведение листа ожидания совместно с региональным отделением Ространспланта 
• Организация работ по трансплантации органов и ведению реципиентов 
• Предоставление отчетности в региональное отделение Ространспланта об использовании донорских органов и их результатах 
• Отчет в МСЗР о ведении (исполнении) листа ожидания и о результатах использования донорских органов